26 мая 2017

Одержимые дизайнеры. Век XIV — век XXI

В ожидании промышленной революции в России.

Развитие цивилизации часто зависит не от стремления людей изменить мир, а от необъяснимого интереса конкретного человека в конкретной области. Часто этот интерес со стороны кажется болезненным, нерациональным и даже антисоциальным. Не всегда сами его участники могут объяснить мотивы одержимости идеей:

Страсбугр, 1438 год

Немецкий ювелир Иоганн Гутенберг вместе со своим учеником Андреасом Дритценом экспериментирует над возможностями «искусственного письма». Их деятельность держится под строжайшим секретом. В 1439 г. против него возбуждается судебный процесс, связанный со смертью его ученика. В 1440 году Гутенберг изобретет книгопечатание. Книги станут доступными не только духовенству и богачам — начнется информационная эпоха.

Немецкий ювелир Иоганн Гутенберг

Север Англии, 1768 год

Ричард Аркрайт, амбициозный самоучка. Цель Аркрайта создать машину для растягивания и наматывания хлопка. Джон Кей, часовой мастер, помогает ему в этом начинании. Мужчины работают ночью, в тайне. Соседи подозревают, что они занимаются колдовством. Но их изобретение станет началом эпохи промышленного производства. Машина Аркрайта делает хлопок из сырья эффективнее любого человека. Он становится первым промышленным магнатом, создает новое рабочее пространство фабрику. Огромные фабрики возникают по всей стране. Производство хлопка в Англии всего за 20 лет вырастает от ручных 100 тонн в год до машинных 3 миллионов.

Ричард Аркрайт

США, 1835 год

Химик-самоучка Чарльз Гудиеар полон решимости, одержим и беден. На кухне съёмного жилья он даст толчок транспортной революции. Гудиер пытается изменить структуру каучука, сделать его более упругим и более полезным, поскольку в естественном виде он плавится на жаре, ломается на холоде. За 5 лет ничего. За долги он попадает в тюрьму. Семья живет на пособие, а Гудиер верит в божественное вдохновение. Нет более желанной, важной и необходимой цели, чем сделать каучук полезным для людей. Наконец прорыв он добавляет серу. Результат материал крепкий как кожа и гибкий. Он называет этот процесс вулканизацией в честь греческого бога огня. Почти любая машина в эпоху промышленной революции содержала резиновые детали, выдерживающие давление пара. В Форде Model -T сотни резиновых деталей. Отныне человечество могло ехать быстрее и дальше, чем когда-либо. Спрос на резину взлетел до небес.

Химик-самоучка Чарльз Гудиеар

Один человек с необъяснимой одержимостью может повлиять на весь мир и запустить революционный процесс, в данном случае промышленную революцию.

Наша страна и люди в ней, в целом, тоже влияли на развитие промышленного дизайна в мире. В свое время мы приняли участие в формировании прото-первого и второго циклах промышленного дизайна. Этап прото-дизайна охватил первые три промышленные революции: британскую «текстильную» с «бумом каналов», революцию «угля и стали» с железными дорогами и эпоху формирования электротехники и химии, вплоть до самого начала ХХ-го века. Первый этап (19001930-е годы) включал в себя переход к массовому конвейерному производству, широким использованием алюминия, нержавеющей стали, массовым выпуском пластмасс и повсеместной электрификацией, а также резким ростом сложности производимой продукции и пониманием необходимости ее специальной эстетической и символической поддержки при продвижении на рынок.

Николай Суетин, Казимир Малевич, Илья Чашник. Петроград. 1923 год.

Николай Суетин, Казимир Малевич, Илья Чашник. Петроград. 1923 год. Wikimedia Commons


1940–1970-е годы

Второй этап был связан, прежде всего, с двумя социальными революциями потребительской, создавшей массовый рынок сложной бытовой техники, и со второй автомобильной. Обе эти революции предполагали агрессивный маркетинг, превращение его в важнейшую (если не главную) часть менеджмента, быструю смену поколений продвигаемой на рынок продукции, ее брендирование и расширение символического (демонстративного) потребления.

Развитие промышленного дизайна в СССР зримо стало отставать от мировых темпов и трендов в 60-е. Тогда СССР пропустил целый ряд промышленных революций, напрямую связанных с переходом к математически моделируемым материалам и конструкциям и с формированием моделей ответственного потребления, активистским формам маркетинга и вовлечения потребителей в проектирование продукции (кастомизации).

Владимир Татлин (справа) у памятника III Коммунистического интернационала. 1919 год

Владимир Татлин (справа) у памятника III Коммунистического интернационала. 1919 год

Getty Images

Сегодняшнее состояние дизайна в России напоминает мне ситуацию в Италии после окончания Второй мировой войны, когда каждая частичка итальянской культуры была вовлечена желанием построить новую демократическую страну. Когда архитектор Эрнесто Роджерс провозгласил, что «всё в человеческом окружении от ложек до городов, от монументального до утилитарного, все должно рассматриваться, как объект достойный дизайна». Этот призыв создал и направил невероятное количество инновационных идей, способствовал экономическому буму и вывел страну в лидеры промышленного производства.

Что мы пропустили и что успели, что имеем сегодня и как направить мощный поток развивающегося ремесленного производства в нашей стране на преодоление дизайн-барьера мы поговорим в следующих статьях. А сейчас пробовать, делать, создавать, да и только.


Алёна Уколова — промышленный дизайнер, студентка Миланского политехнического университета (Италия), изучает Промышленный дизайн.
Родилась в Красноярске, живет в Милане.

«Почему я пишу эту колонку? Потому что хочу поделиться вдохновением, знаниями методами и технологиями, которые сейчас так необходимы отечественному дизайну.»

Instagram: /aquarellista

Комментарии (0)
Comment nouser avatar
0 из 15

Войдите через социальную сеть:

Другие публикации