1 мая 2017

Кража с умом

Чуть меньше недели назад Ikea обвинила Balenciaga в плагиате своей большой синей сумки. Весь 2016 год прошел в обвинениях Zara в краже иллюстраций молодых авторов, суды до сих пор идут. Плагиат крепчает, в индустрии дизайна кражи стали «умными» хотя бы потому, что разница между плагиатом и сходством трудно различима. Одна единственная вещь, которая отличает ㅡ это идея. Вместе с российскими дизайнерами Крафтап разбирается, как работать и создавать что-то оригинальное в эпоху, когда «всё уже было», как защитить молодой бренд от плагиата и что делает профессиональное сообщество для решения вопроса.

Приведём еще пример: сначала на рынке появились длинные клатчи, похожие на пеналы у Нуцы Модебадзе, затем у африканского бренда Tongoro, а позже вошли в коллекцию осень-зима 2017 Saint Laurent. Идея, заложенная в каждом клатче, создана в контексте бренда и похожие вещи воспринимаются по-разному. Но выглядят эти сумки действительно очень похоже.

Вверху: клатч Nutsa Modebadze

Вверху: клатч Tongoro

Вверху: клатч Saint Laurent

Как вы относитесь к проблеме плагиата в индустрии?

«Творчество должно быть первично»

Павел Нетронин, дизайнер:
«Плагиат может быть обоснован, если компания стремится поймать волну и быстро заработать деньги. Но в перспективе это тупиковый путь, потому что копируя идеи, учишься копировать, а не создавать. На мой взгляд, это бессмысленно. Гораздо эффективнее и интереснее создавать что-то свое, может быть даже похожее на уже существующее, но это не так важно. Важно, с какими мыслями подходишь к делу: скопировать или создать новое.

Я думаю, молодому бренду не грозит плагиат со стороны крупных производителей, по крайней мере в России. У нас все слишком закостенелое и архаичное. Крупные производители делают то, что привычно для них, то, что покупает их покупатель. Шаг в сторону – это эксперимент и риск, к этому мало кто готов. За рубежом крупная компания скорее купит молодой бренд и будет его развивать вместо того, чтобы воровать идеи.

Сомневаюсь, что у нас существуют профессиональные сообщества, которые готовы что-то обсуждать. На законодательном уровне почти невозможно доказать плагиат. Пару сантиметров в сторону и ты можешь сказать, что это твой продукт, а не заимствованный. Поэтому любая шумиха – это просто PR-инструмент, ни к чему конструктивному это привести не может. Отрасль дизайна настолько молодая в России, что все стремятся реализовать свои творческие идеи, сделать свой уникальный продукт, а не копировать уже существующее. Может быть есть единичные случаи, но кто кого копирует, будет определить сложно.

Я лично за то, чтобы творчество и самовыражение было первично. Все остальное потом. Можно на митинги ходить, а можно брать и садить деревья. Я за второй вариант.»


«Сейчас время интерпретаций и цитат»

Елена Лурье, ювелирный дизайнер Lourie:

«Тема плагиата вообще меня не волнует. Правда. Я спокойно к этому отношусь, потому что все вокруг перенимают, и на самом деле всё уже давно придумано. Сейчас даже не вторичность, а третичность и четверичность. Время разнообразных интерпретаций и цитат. А чем интерпретатор не плагиатор! Плагиат ー это всего лишь одна из форм творческих заимствований. Это стимулирует рост, чтобы производить новое и свежее. Ну и к тому же, если тебя копируют, ну не признание ли это?»


«Как защититься от копирования»

Анна Струпинская, предметный дизайнер Anna Strupinskaya

«Я лично крайне негативно отношусь к плагиату как явлению. Это касается не только дизайна, но и любых других областей. Иногда, правда, я морально пытаюсь оправдать людей, которые это делают тем, что они, может быть, не знали, что где-то еще в другом месте эта вещь уже сделана. Поскольку идеи витают в воздухе и иногда источником спорных ситуаций может стать недостаточная информированность одной из сторон. Это, конечно, не касается вопиющих ситуаций. Нужно знать, что происходит в профессии, в первую очередь для того, чтобы не повторить то, что уже сделано.

Я лично на своем опыте, пока с плагиатом не сталкивалась. Думаю, что это связано, во-первых, с оригинальностью наших продуктов, а во-вторых, со сложностью. Многие из них сложны в реализации для повтора. Но если бы я вдруг узнала, что кто-то скопировал что-то из моих вещей, мне бы даже было немного приятно! Т.к. для меня это показатель популярности предмета. Нам не составляет труда придумывать новое и немного жаль людей, которые, не имея своих мыслей, копируют других.

Защитить молодой бренд от плагиата со стороны крупных компаний, также, как и любых других, помогает только одна вещь – патент. Получение патента на каждое изделие. Это довольно дорогостоящая процедура. В России 1 патент стоит в районе 60 000 р. И он вас никак не защитит от плагиата со стороны иностранных компаний. Там нужны уже другие патенты. Зачастую у молодых компаний просто нет денег на покупку патента, и уже тем более на последующие суды и разбирательства. Я знаю, что сейчас немного легче доказать, что именно вы являетесь автором данной фотографии, скажем, дизайна, и первым разместили ее в интернете. Для этого всего лишь надо нотариально заверить скрин-шот этого фото, размещенного в интернете. И направить этот документ оппоненту с заявлением, что в случае не удаления им вашей фотографии со своего аккаунта/сайта ему грозит штраф, если я не ошибаюсь, 500 000 рублей.

Была очень интересная ситуация с плагиатом, когда я училась в Италии. Одна группа студентов на курсе, где я училась, сделала успешный проект для компании Serralunga, которая производит мебель методом ротационного литья из пластика. Компании понравился проект, и она реализовала прототип.

Вот так он выглядел:

Я очень сильно изумилась, когда 2-3 годами позже я нашла на сайте этой компании диван (а это изначально был именно диван) один в один похожий на проект этих студентов, только подпись на нем стояла наших тогдашних преподавателей. То есть, наши педагоги попросту присвоили себе дизайн студентов.
А это то, что вышло в серию за подписью преподавателей:

Я лично пока не заметила, что кто-то собирается определять грань между плагиатом и схожестью. Дизайнеры возмущаются, а покупатели просто могут не разбираться в проблеме. Если людям нравится, они просто покупают. Отличный пример — стулья Vitra.

Оригинальные стулья Eames выпускает компания Vitra в Швейцарии, и стоят они гораздо дороже 3000 руб. Но зачем в этом разбираться, когда можно купить симпатичную китайскую копию за эти деньги?»

Добавим от редакции небанальный ответ на этот плагиат был у австралийских дизайнеров. Они нашли красивое решение этого вопроса и выпустили коллекцию из 26 разных концептов одного стула, чтобы выразить свой протест к плагиату.

В конечном счете наши мысли сводятся к простым и очевидным словам: работа со смыслами изделия. У него должна быть цельная и продуманная идея, возможно на основе вашего личного опыта из жизни. И не менее важно проявлять терпимость по отношению к труду и затраченным ресурсам ваших коллег.

Комментарии (0)
Comment nouser avatar
0 из 15

Войдите через социальную сеть:

Другие публикации