17 октября 2016

Колонка Алёны Уколовой: миллионер из трущоб

История храброй девушки из Сибири и дизайнера Алёны Уколовой об учёбе в Италии и о том, «как я мечтала получить лучшее образование в сфере промышленного дизайна и как сейчас учусь жить в этой мечте».

Как всё началось?

Выбирая по окончанию школы, как продолжить свое развитие и куда пойти учиться, передо мной стоял выбор между лингвистическим образованием и учёбой в архитектурной академии. К языкам было больше предрасположенности и меньше препятствий на пути поступления. Тогда я сделала выбор в пользу лингвистики. С одной стороны, это отбросило меня на несколько лет от возможности реализовать себя в креативных профессиях, но с другой стороны, дало возможность рассматривать возможности обучения в этой сфере, не ограничивая себя только российскими ВУЗами.

Еще получая первое высшее образование, я начала исследовать существующие ВУЗы, программы, где бы я могла получить образование в сфере дизайна. Важен был баланс между стоимостью обучения и качеством. Я рассматривала все страны и континенты в поисках идеального решения, изучала рейтинги, требования, необходимые ресурсы. Достаточно долго я не могла найти подходящий вариант – где-то были заоблачные цены, где-то плохие отзывы выпускников, где-то было невозможно прочитать требования без знания языка страны.

Я выделила страны и университеты-лидеры в области дизайна и начала отбор.

Великобритания и США, которые считаются самыми сильными в дизайнерском образовании отпали из-за невероятной стоимости обучения. Так как мне хотелось получить образование с нуля, Голландию я исключила из вариантов, потому что ориентация на иностранных студентов есть только на ступенях после бакалавриата. Франция и информация для поступающих на сайтах ВУЗов была нетолерантна к людям, которые пока не владеют французским языком. Был некоторый период прокрастинации в поисках. Я просто сидела и сёрфила в интернете мебель из дерева, которая мне нравилась. Я зашла на вкладку дизайнеры и стала изучать их истории.

Большинство из великих дизайнеров учились в одном и том же университете. Так, внезапно, я нашла тот самый вариант, он подходил мне по всем условиям, он был моей мечтой — Politecnico di Milano.

Мой идеальный выбор

Моим выбором стала Италия, страна, мировой лидер в области дизайна; Politecnico di Milano, университет, входящий в десятку лучших университетов Европы в области Art & Design (по данным QS World University Rankings by Subject 2016) и первый среди университетов Италии; Product Design, тот самый факультет, о котором я мечтала. Все знают предметы, сооружения и бренды самых известных выпускников этого университета, среди которых Братья Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, Паола Навоне, Гае Ауленти, Джанфра́нко Ферре́, Вико Магистретти, Адриано Оливетти, Ренцо Пиано, Джованни Батиста Пирелли, Джо Понти, Альдо Росси, Джузеппе Терраньи, Марио Беллини. Их пример вдохновляет меня и возлагает дополнительную ответственность.

Процесс подготовки и поступления.

Сделав выбор, я начала превращать свою мечту в план, план в шаги. Я начала учить итальянский язык, разобралась с документальными требованиями для поступления и переезда, с процедурой и содержанием экзамена, заказала необходимую литературу для подготовки, заказала курс обучения итальянскому в Риме, чтобы подтянуть язык до поступления, подготовила все документы. Наступила весна и с ней время превращать шаги в действия. Я уволилась с работы, подала документы на поступление, провела месяц в языковой школе, вернулась в Россию на месяц собрать вещи и подготовиться и струсила… Я не поехала на экзамен. У меня не было уверенности в знаниях, не было уверенности, что я смогу найти работу и совмещать ее с учебой, что я смогу сдать экзамен и учится на языке, который был новым для меня, что я смогу обеспечить себя хлебом, солью и крышей над головой, что это действительно моя профессия, что я могу жить без близких людей и друзей, что я смогу социализироваться в новом обществе, что я буду счастлива.

Верно сказано: «Страх отнимает у нас полжизни». Это был мой случай. Страх отнял у меня один год.

На следующий год я более тщательно подошла к подготовке. Устроилась на работу в компанию, которая занималась производством аксессуаров из дерева, чтобы получить опыт и понять, нравится ли мне участвовать в производстве и дизайне. И да, я была счастлива это делать. Нужно было подготовиться к экзамену по нескольким предметам: геометрия и черчение, логика, чтение, история дизайна, история искусства и самым объёмным была общая культура, в которой были вопросы по математике и физике, экономике, истории, мифологии, конституции Италии, географии, грамматике, информатике, социологии, политике, литературе, музыке, кинематографу, философии и религии. Книги и фильмы были моими учителями. Когда же я проводила время с друзьями, мы говорили об архитектуре, искусстве, технологиях, обо всем, что могло быть полезным и интересным.

Миллионер из трущоб

В итоге я это сделала. Я успешно сдала экзамен и поступила. Это было как выиграть Оскар.

На экзамене я чувствовала себя как герой фильма «Миллионер из трущоб». Мне попадалась череда вопросов, которые я как-то случайно, краем уха, в случайном разговоре узнала от своих друзей или жизненного опыта.

Например, на последнем месте работы я пару недель вела Instagram бренда и решила сделать рубрику «Что нас вдохновляет». Спросила у главного дизайнера, что его вдохновляет, он ответил – модернисты. Я выбрала модерниста, который производил мебель, это был Фрэнк Гэри. На тот момент я еще не знала, что он был также одним из крупнейших архитекторов современности. На что главный дизайнер, будучи по образованию архитектором, указал мне, что нельзя не знать, что это он автор музея Гуггенхейма в Бильбао. Это вопрос попался мне на экзамене. Буквально в самолете, сосед по креслу, объяснил мне случайно, как в физике лингвистически обозначается понятие постоянства. Этот вопрос попался мне на экзамене. Утром за завтраком перед экзаменом, я обсуждала с подругой фильмы, на которые будет время после экзамена. Среди них был фильм «Похитители велосипедов» Витторио де Сика. Вопрос о нем попался мне на экзамене. Случайности неслучайны.

Расписание

Учебный год разделен на несколько периодов – учеба, воркшопы, экзамены, каникулы. Количество учебных дней в неделю 3-5. Это значит, что в эти дни с 9.15 до 18.15. Ты обязан присутствовать на занятиях. С обязательным часовым перерывом на обед, когда все студенты выходят из зданий, садятся на зеленую травку или лестницы кампуса.

Для итальянцев святое – провести время за едой с самыми близкими людьми, поэтому все обедают со своими друзьями, наслаждаясь едой, которую принесли из дома или фокачей, купленной в соседней панеттерии.

Учеба

Учебный процесс обычно состоит из лекций, практических занятий, работы в лабораториях и мастерских, групповой работы, работы в библиотеке и индивидуальной работы дома. Лекции дают теоретическую базу, на которой дальше строится формирование практических навыков. Так, например, в первом учебном семестре студенты факультета дизайна изучают аналитическую геометрию, которая дает базу для более глубокого понимания программ для 3D-моделирования и графики. Изучение же самих этих программ разбито по семестрам на первые два года обучения, так что на выпуске набор необходимых IT-компетенций совпадает с требованиями рынка. Также первый семестр закрепляет навыки черчения и начертательной геометрии, скетчинга, рисования от руки, рендеринга, учит использовать техники, необходимые для индустриальных и промышленных дизайнеров. В следующем семестре уже не ставится вопрос, умеешь ли ты рисовать, ты уже активно используешь эти навыки. Когда тебя научили основам графических программ, то все твои текущие работы должны быть выполнены с использованием этих ресурсов.

Но самым большим открытием первого семестра для меня стал предмет, изучающий материалы для дизайна. Учебный курс был разработан группой профессоров специально для курса дизайна. Этот курс дает возможность, даже студентам далеким от химии и физики, понять, как ведут себя различные материалы в различных условиях и как эти возможности можно использовать в создании предметов, и какие уже существующие технологии и технологии будущего можно использовать.

Самым большим челенджем и вдохновением для меня стал курс моделирования, где каждые 2 недели ты создаешь модель предмета, учась работать с различными материалами. Твоим любимым местом и времяпровождением становится лаборатория моделирования и прототипирования, а твоими лучшими друзьями – дрель, ленточная пила и наждачка.

Так что если вам представляется образ промышленного дизайнера, сидящего за компьютером и кликающего мышкой, то поменяйте его на образ человека в рабочем фартуке, защитных очках и маске, припорошенного индустриальной пылью.

Во втором семестре дышится немного полегче. Учебный процесс симулирует процесс работы группы дизайнеров над разработкой продукта в реальной компании, над реальным заказом. Ты учишься анализировать рынок и продукт, определять проблемы; исследовать поведение, ограничения и потребности пользователя; учитывать производственные ограничения и возможности, искать решения и инновации, выбирать оптимальные материалы, разрабатывать технологию производства, создавать конфигурации, модели, прототипы и финальный продукт, в готовой упаковке и презентовать его заказчику.

Второй год обучения позволяет углубиться в программы для 3D-моделирования и графики, в производственные процессы и технологии, историю дизайна, экономику и маркетинг.

На 3-м курсе студент может сфокусироваться на тех сферах, в которых хочет развиваться дальше и разработать собственную программу обучения, выбрав интересные ему курсы. Вот некоторые курсы, которые можно посещать в этом году: «Предпринимательство и дизайн», «Биоматериалы для биомеханизмов», «Использование интерактивных систем в дизайне», «Маркетинг эмоций», «Дизайн виртуальной реальности», «Инновационные материалы и работа с ними» и др. Параллельно с этим студент занимается написанием диплома и разработкой финального проекта.

Вообще нужно сказать, что эффективность курса и вдохновения от него очень сильно зависит от профессора, который его ведет. Это вопрос удачи. Одним из моих любимых профессоров стал практикующий индустриальный дизайнер Эммануэле Виллани, который работал с такими мэтрами дизайна как Микеле Де Лучи. Он объяснил мне смысл дизайн-образования, сказав всего одно предложение: «Преимущество получения дизайн-образования состоит в том оно дает возможность научиться на ошибках, и не провалиться».

Дальнейшие возможности

После получения диплома бакалавра есть несколько путей – продолжит обучение в магистратуре того же вуза, поехать на магистратуру по программе Erasmus в другую страну, начать работать в компании или на себя. Если вы хотите продолжить обучение, то есть несколько редких курсов, после которых выпускников просто расхватывают компании по всему миру. Такие курсы как «Архитектурный дизайн», «Коммуникативный дизайн», «Промышленный дизайн для инноваций», «Дизайн фэшн-систем», «Дизайн яхт и водного транспорта», «Дизайн аксессуаров» и другие, сильно повысят вашу ценность и дадут больше свободы выбора. Какие же преимущества дает обучение на магистерских программах?

По статистике университета, 80% выпускников факультета дизайна находят работу в течение 7-ми месяцев после окончания обучения, 35% из которых - еще до окончания. 75% работают в компаниях и 25% работают на себя.

Причем, если смотреть на способ, как люди находят свою работу, то статистика показывает что, всего лишь 5% находят работу через кадровые агентства, 21% получают работу после прохождения стажировки в компании, 24% получают предложения от организаций через базу университета и целых 50% находят работу мечты, использую возможности слабых персональных связей.

Вот информативная таблица о ВУЗе Алёны — о трудоустройстве после окончании: какой процент студентов трудоустраивается, в какие сроки, куда, сферы компаний, средний заработок выпускников, тип контракта и т.д.

6

Как финансировать своё образование зарубежом

Зачастую, студенты из России, получающие образование за рубежом – это люди после 21 года, уже получившие высшее образование в России и желающие развиваться дальше. В этом возрасте мы привыкли считать себя взрослыми и ни от кого не зависеть, поэтому вопрос финансирования этого проекта развития себя стоит очень остро. Скажу вам честно, если бы я детально продумывала вопрос финансирования заранее, параллельно с процессом подготовки к поступлению, я бы здесь сейчас не училась.

Если бы я реально представляла все цифры, то меня бы они точно испугали и убедили бы, что сделать это невозможно. Поэтому я тогда для себя решила, что подумаю об этом в самолете на пути в Италию, когда поступлю.

Мой первоначальный план был использовать свое образование в сфере преподавания языков и вести курсы русского и английского языка. Но это оказалось не таким популярным среди итальянцев. Найти работу на постоянной основе для иностранца без профильного образования сейчас в Италии сложно. На данный момент я работаю удаленно с парой проектов в России, также провожу консультации по поступлению в университеты за рубежом, подрабатываю пересылкой книг и материалов по дизайну, выполняю небольшие заказы по дизайну на платформах для фрилансеров. И конечно же, я бы не смогла продолжать обучение без помощи моей семьи и друзей.

Комментарии (0)
Comment nouser avatar
0 из 15

Войдите через социальную сеть:

Другие публикации