18 октября 2016

Arts and Crafts: Как сегодня работает компания Морриса

Компания имени Уильяма Морриса, известна немногим, но те, кто видел производство и архив этих мастерских, говорят о лучших традициях создания тканей и текстиля. Современность не истребляет оригинальные эскизы Морриса, мыслителя и практика движения Искусств и Ремёсел, а напротив, транслирует и реставрирует для новых коллекций. Чем так славна эта компания и за что так любят паттерны и узоры Морриса, включают в модные коллекции и стремятся покупать любую вещь с принтом MORRIS & Cо?

Для начала, вспомним, что Уильям Моррис — великий деятель своего викторианской эпохи, его знали как художника, поэта, писателя. Он унаследовал восхищение своего отца перед Средневековьем, совмещал эту любовь с опытом насмотренности коллекциями европейских музеев и любовью к английскому классическому интерьеру.

Вслед за Рёскиным, Моррис отвергал машинное производство и мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального. По мнению Морриса, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную и его мануфактуры считались лучшими в Европе.

«Любое украшение лишено пользы, если оно не вызывает мыслей о чем-либо, что выходит за его пределы»

Так выглядит классический узор Морриса из коллекции Compendium.

Компания Морриса гордится своим архивом текстильных и эскизных образцов основателя.

Узор на подушке — это часть большой графической средневековой истории.

О работе мастерских изнутри

Мануфактуры Морриса начали свою работу в 1861 году. Ручным производством были заняты специалисты своих областей, продукция считалась передовой вплоть до 1940-х.

Сегодня, в мастерской, всё о процессе изготовления знает старший дизайнер Элисон Ги. Она отвечает за идеи новых коллекций, руководит группой дизайнеров, задача которых — новые идеи адаптировать и подготовить шаблоны.

«Наша миссия — разглядывать все периоды жизни нашего основателя, потому что наши покупатели и ценители приходят в интерьерный салон именно за ретроспективными и реконструированными узорами художника. Коллекция Archive III, например, раскрывает средневековую историю о Святом Граале, опасных путешествиях и рыцарях. Последняя коллекция «Ручей» — это совмещение сюжетов из Святого Грааля и из гобелена Ручей. Я выбрала отдельные элементы: лес, ручей, олени и создала узор.»

Технический процесс дизайна выглядит так: оригинальный кусок узора художник пишет на холсте, далее его сканируют и эскизно создают паттерн. Далее в работу подключается специалист, который подсчитывает количество и наименование цветов, которые понадобятся в производстве. Последний этап — это финальный сбор узора. Очень важно то, на каком материале наносится узор — если это бархат, но это один вид узора, если это гобелен — то совсем другая технология цветоделения и нанесения. Дальше готовый кусок узора уходит на производство, где вышивальщики, картоньеры и гравировальщики превращают узор в паттерн на тканях, бумаге.

Моррис и мода

В архиве мастерских Morris &Co свыше тысячи хрупких бумажных образцов узора. Первым, кому позволили «зарыться» в эту бездну прекрасного, стал фэшн-дизайнер Джо Ричард. Ричарда называют восходящей звездой и даже эдаким самостоятельным «умницей» моды — он прошел стажировку у Alexander McQueen, Burberry Prorsum, Lanvin, Dior. Джо Ричард специально проигнорировал школы вроде Сент-Мартин и Полимода в Италии, чтобы самому выстроить свой образовательный путь. Судя по тому, что журналы и критики постоянно призывают следить за этим дизайнером — Ричард добился своего.

Joe Richards and Morris & Co. from RUTA BALSEVICIUTE on Vimeo.

Его коллекция spring\summer 2016 — шестая по счёту для дизайнера — оказалась вызывающей, но не в плане презентации тела, секса или китча, а именно в использовании старинных узоров на современной одежде.

«Моя цель — показать современного Морриса, Морриса-минималиста».

Прожив жизнь не столько практика-художника, сколько теоретика и идеолога, Моррис постоянно повторял, что сюжеты для узоров и паттернов нужно использовать не «заморские», а следует находить прекрасное в старой-доброй Англии. Так, первые же обои, которые Моррис придумал в 1862 году, – Trellis – были «срисованы» с розового куста из его собственного сада. Сегодня коллаборации с Morris&Co — это знак любви ко всему британскому, обращение к культуре Туманного Альбиона.


Комментарии (0)
Comment nouser avatar
0 из 15

Войдите через социальную сеть:

Другие публикации