5 июля 2017

Агиттекстиль: пиар-технология или модный тренд?

T

 Наши предки метко подметили: куда бы человек ни пошел, он как-нибудь да одет. Так что, ещё в стародавние времена стало очевидным использовать одежду как носитель информации или пропаганды, особенно политической.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":60,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":60,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Надписи на одежде стали делать еще в античные времена. Наносили имена владельцев, краткие девизы, шутовские изречения (при раскопках найдена сандалия с надписью «Иди за мной!»). История находит множество примеров того, как на «заре цивилизации» наши предки применяли пиар технологии.

С ходом истории человечества эти технологии только набирали популярность.

Текстиль — рекламный носитель с античных времён. Наивысший расцвет агиттекстиля — 20-30-е СССР. Когда плакаты, демонстрации и лозунги стали сдавать  позиции, им на смену пришло декоративно-прикладное искусство. 

От редакции:
У надписи «Иди за мной» на подошве обуви любопытная история: обувь эта принадлежала древнегреческим гетерам (читай — проституткам), и когда прелестные женщины шли по безасфальтовой, разумеется, земле, то оставляли отпечаток со словами «Иди за мной» («ΑΚΟΛΟΥΘΙ»).

Советский агиттекстиль

В СССР одежда активно использовалась, как носитель огромного рекламного потенциала, начиная с 1925-го года. Это был первый масштабный эксперимент по управлению массовым сознанием с помощью агиттекстиля. Новая идеология страны Советов активно проникала в умы граждан через ткани и одежду, начиненные пропагандой. Правительство говорило исключительно об утилитарной функции одежды и мода была названа пережитком Запада. 


Было запущено специальное направление орнаментации тканей, созданное членами секции Ассоциации художников революционной России (АХРР).



Новые ткани и их дизайн отображали символику СССР и соответствующие направления в развитии целой страны: индустриализация и механизация сельского хозяйства. Изображения в виде пятиконечной звезды, пароходов, поездов, электрических лампочек, шестеренок, тракторов и даже нефтяных вышек должны были формировать новое сознание советских граждан.

Такой текстиль был распространен повсеместно вплоть до начала 30-х гг. Почти десятилетие Человек будущего по-тихому сопротивлялся новому тренду, демонстрируя своенравие и в глубине души запрятанный индивидуализм. Зависимость от фабрик страны в данном эксперименте не оказала ожидаемого влияния. Эксперимент был закрыт, квоты с фабрик сняты в 1933 году. А слово «пропаганда» забыто до начала 21 века, как отражение прошлого режима.


Сегодня: одежда и сэлфбренд

В начале 21 века с развитием интернета появляется новое веяние — интерактивная культура. А саму эпоху по праву называют «Всемирной паутиной». Текстильный носитель обретает новую роль — реклама самого себя через слоганы и надписи на одежде, несущие смысловую нагрузку. Новые технологии делают широко доступным нанесение изображений на ткань: прямая печать по ткани и, так называемый, rubber-принт, шелкография и нанесение изображения вручную. 

Мелькание реплик, изображений, афоризмов в интернете переносится на улицы. Теперь нанести можно все, что угодно: адрес сайта, собственное фото, сочный афоризм, рисунок, фрагмент текста или сюжета. Смысловая нагрузка на одежду с изображением возрастает. Ее демонстрируют, манифестируя ту или иную сторону своей личности. И снова заговорили об агиттекстиле в новом свете. 

Что это? Обновленная пиар технология, вошедшая в моду или тренд, столетиями не выходящий из неё?

 Каждый волен решать сам, как и определиться — читать или носить?

Автор колонки  о дизайне тканей — Ольга Линк.
Читайте первый материал колумниста.

true
640
1136
false
{"width":960,"column_width":122,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: garamond-premier-pro-caption; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
Комментарии (0)
Comment nouser avatar
0 из 15

Войдите через социальную сеть:

Другие публикации